Развитие современной структуры промышленности

 

1. История развития промышленности

 

 

В истории развития техники выделяется три периода: создание орудий ручного труда, создание машин, создание автоматических устройств.

Орудие отдельного труженика – это инструмент, система машин - совокупное орудие совокупного рабочего персонала, автоматизированное производство – орудие деятельности всего общества, т.е. выделяются ручной, машинный и творческий труд. Этот критерий характеризует степень передачи функций человека технике.

Техника – конкретные детали и механизмы, созданные прежде всего для облегчения ежедневного труда человека.

Каждый здравомыслящий человек укажет на те технические устройства и орудия, которые окружают нас в повседневной жизни — дома или на работе. Специалисты назовут конкретные примеры такого рода устройств из изучаемых или создаваемый ими видов техники. Но все это — лишь предметы технической деятельности человека, материальные результаты его технических усилий и размышлений. За всем этим лежит обширная сфера технических знаний и основанных на этих знаниях действий.

Развитие техники влечет за собой развитие технологии. Считается, что технология – это процесс создания деталей и механизмов, создаваемых при помощи других механизмов, более совершенных. Процесс создания новых станков и прочих производственных механизмов влечет за собой создание более совершенных деталей и механизмов машин, что, в свою очередь, влечет за собой создание более совершенных средств производства. Данный процесс называют техническим прогрессом.

То есть, развитие промышленности почти равнозначно внедрению новых технологий. В наше время происходит именно так.

Потому и развитие промышленности прежде всего ассоциируется с внедрением новых технологий.

Рассмотрим этапы развития промышленности подробнее.

Предки человечества по структуре и организации образа жизни фактически не отличались от животных. Средства существования они добывали преимущественно путем собирательства готовых продуктов природы. Естественно, не было и какого-то бы ни было регулярного поступления продуктов питая, и, как результат – частое голодание, крайне низкая численность населения и малый срок жизни, ограниченные самим образом  жизни и средствами добычи продуктов питания.

Через некоторый промежуток времени произошли два великих открытия, вызвавшие т.н. аграрную революцию – земледелие (то есть регулярное высаживание и уход за растениями на одном участке земли) и скотоводству (приручению диких животных).

Так появились первые зачатки того, что сегодня называется «производящая экономика». Благодаря животноводству и земледелию люди впервые стали более-менее независимы от природных условий, в которых обитали.

Примитивная «производящая экономика» опиралась на крайне несовершенные орудия производства. Медленное поступательное движение в сторону совершенствование способов производства, вызванное потребностью большей независимости от природных условий, вызвало появление более совершенных производящих средств – например, плуга, колеса, новых методов ведения сельского хозяйства.

Продукты производства, которые тогда рассматривались как продукты питания, стали создаваться в большем объеме, чем ранее.

Так началась доиндустриальная стадия производства, которая предшествовала возникновению промышленности. На этой стадии преобладает первичная сфера производства – сельское хозяйство. Вследствие несовершенных орудий труда подавляющая часть трудоспособного населения занята сельским хозяйством. В хозяйственной деятельности господствует тяжелый ручной труд, простейшие формы организации общества. С развитием сельского хозяйства люди переходят к оседлому образу жизни, строят каменные дома, укрупняются города, централизуются первые примитивные государства.

Начинаются уже не количественные, а качественные перемены в материальной культуре.

Теперь производством продуктов питания занимается не все общество, хотя и подавляющая его часть. Происходит выделение отдельных профессий, развитие меновой, а после и денежной торговли. Развивается строительство, расширение сельского хозяйства требует создания новых построек, создаются первые укрепленные города, которые тоже требуют ресурсов на строительство. С наступлением некоторого благополучия с обеспечением продуктами питания растет население, и с ростом населения растут его потребности.

Рост населения Земли и повышение уровня потребления пришли в противоречие с теми ограничениями, которые свойственны примитивному производству.

Примитивное сельское хозяйство растет количественно, а не качественно, технический застой Средневековья только способствует нарастанию противоречия между потребностями и возможностями производства.

Это противоречие было преодолено промышленной революцией, которая началась в Британской Империи в 60-е годы XVIII в. и завершился в Западной Европе и США в 50-60-е годы XIX века.

Возникло понятие мануфактурного производства, произошла широкомасштабная замена грубого и тяжелого ручного труда механизмами.

Вслед за мануфактурным периодом последовала индустриализация. При индустриализации главной сферой производства является уже не сельское хозяйство, а механизированное промышленное производство.

Механизация преобразует не только традиционные отрасли производства – сельское хозяйство, вооружение  и строительство, но и придает значение таким, которые считались ранее маловажными – транспорту и промышленности.

Основная масса трудящихся переходит из работников сельского хозяйства в рабочих промышленности (например, в Британской Империи уже в середине 40-х годов XIX века 3/4 населения составили фабрично-заводские рабочие, и переход этот был для Британии довольно болезненным).

Происходит централизация государств и городов, в городских условиях проживает до 2/3 всех жителей. Сельское хозяйство как традиционная отрасль в странах, испытывающих промышленную революцию, растет качественно, то есть меньшее по сравнению с прошлыми веками количество работников способно прокормить больше населения. Соответственно, происходит и усложнение структуры человеческого общества.

Страны, не испытавшие промышленной революции либо искусственно ее заморозившие, становятся в безусловно подчиненное положение, и столько военными, сколько прежде всего экономическими способами. Старое производство, в том числе и устаревшее сельское хозяйство, не в силах конкурировать с механизацией труда.  

Рост производственных возможностей позволяют удовлетворять уже не только материальные, но и культурные потребности населения.

С индустриальной революцией тесно связан демографический взрыв. Численность населения мира за три с четвертью столетия (1650-1974 гг.) возросла в 7 раз (в 1650г. население составляло 650 млн. человек).

Развитие современной нам производственной культуры началось во второй половине ХХ века, во времена Второй мировой войны.

В период между первой и второй мировыми войнами оказалось, что достижения индустриальной экономики явно недостаточны для удовлетворения материальных и культурных потребностей обществ развитых стран, то есть потребности росли быстрее, чем появлялись средства и возможности для их удовлетворения. Такое же положение сложилось и в военном деле.

Ведь при механизированном труде работник зачастую управляет одной машиной и не в состоянии стабильно обеспечивать высокое качество изделий, без чего нельзя создавать новейшую технику. Промышленно развитые страны все более остро стали испытывать нужду в природном сырье и энергоносителях.

Вторая мировая война поставила перед наиболее промышленно и научно развитыми странами того времени – Анг­лией, Францией, Германией, Японией, США, СССР – совершенно новые за­дачи, ко­торые до того не возникали, и даже никто не мог предположить само возникно­вение подобных проблем. Причем потребовалось решать их как можно быстрее и качественнее, потому что именно от этого зависело существование государств как таковых. Не оправдались некоторые военные теории, военная техника и оружие выходили из строя быстрее, чем их успевали производить.

И в конечном итоге появилось глубокое противоречие между сравнительно ограниченными производственными возможностями, в первую очередь ВПК воюющих стран, и совершенно новым – в количественном и качественном отношениях – уровнем потребностей.

Это противоречие разрешается в ходе начавшейся в 40-50-х годах XX века грандиозной научно-технической революции, затронувшей практически все области тогдашних знаний. Эта революция открыла движение человечества к постиндустриальной стадии производства, означающей переход к информационному обществу.

В это время были заложены совершенно новые способы проектирования и изготовления технических устройств и проведения научных разработок, кото­рые затем перешли из военно-промышленного комплекса в производство това­ров народного потребления.

После войны практически все технологии, накопленная промышленная мощь, все наработки военно-промыш­ленного комплекса валом хлынули в производство товаров народного потреб­ления. Позже закрепилась такая ситуация – сначала технология разрабатыва­ется для военных нужд, а лет через 10-15 она вовсю используется и в граждан­ской промышленности. В современном мире данный период сократился и составляет около 5-10 лет. 

Самый яркий пример этому – Япония, в которой практически все предприятия ВПК были принудительно поставлены на мирные рельсы ре­шениями американской оккупационной администрации. Сегодня Япония явля­ется одним из признанных лидеров разработки и производства товаров народ­ного потребления. 

Во всех отраслях хозяйства и в быту широко внедряются достижения информатики и современной вычислительной техники, что позволяет резко повысить значение информации в жизни общества, а также автоматизировать физический и умственный труд. На предприятиях быстро повышается роль научных работников и квалифицированных специалистов, то есть техника и технология создаются при прямом участии науки, а не отдельно от нее.

Эффективная экономика, поддержанная современной промышленностью, при условии проведения страной грамотной внутренней и внешней политики способна обеспечить для всех граждан данной страны полное удовлетворение элементарных материальных и культурных потребностей и, в некоторых случаях, реализовать запросы более высокого порядка.

Тем не менее, на географической карте нашей планеты можно обнаружить страны, находящиеся на разных ступенях прогресса производства.

Доиндустриаьная экономика сохранилась в Африке, Латинской Америке и в большей части Азии. Около 3/4 трудоспособного населения занято в сельском хозяйстве. Используя примитивные орудия ручного труда, работник может прокормить не более двух-трех человек.

Индустриальная экономика распространена в ряде государств Европы (Греция, Румыния, Польша), Азии (КНР), на территории бывшего СССР.

Постиндустриальная экономика утвердилась в наиболее развитых странах, таких, скажем, как США, ФРГ, Франция, Англия, Япония. Здесь работник сельского хозяйства способен произвести в 15 раз больше продукции, чем в странах с доиндустриальной экономикой. В то же время главным становится труд, связанный с получением, преобразованием и использованием информации.

Вместе с тем большинство народов, отставших в технико-экономическом отношении, с разной скоростью продвигаются к информационному обществу. Поэтому можно с достаточной достоверностью предположить: в XXI столетии во всем мире еще более широко распространится новейшая структура экономики. При этом отдельные страны смогут находить лучшие для них способы решения противоречия между ростом потребностей и ограниченностью ресурсов.

Рост промышленного производства от доиндустриальной стадии развития породил спрос на квалифицированные рабочие кадры, а квалифицированные рабочие требовали большей зарплаты, чем основные рабочие. Существует мнение, что именно этот спрос подстегнул автоматизацию про­мышленности. Чем платить десяти рабочим, лучше сделать три автоматизиро­ванных рабочих места, с обслуживанием которых вполне может справиться один человек. А зарплату этому человеку можно платить вдвое больше, чем обычно. Несмотря на противодействие рабочих профсоюзов, автоматизация стала распространяться весьма широко в странах западного мира и в Японии. 

Автоматизация, или автоматические машины, на сегодняшний день весьма полно вписываются в постиндустриальное общество, где ценность имеют не только материальные предметы, но и информационная составляющая процесса производства.

Ценность информации (в том числе и о создании материальных предметов и услуг) обусловлена именно использованием автоматических машин.

 

 

2. Факторы и возможности производства

 

 

Производство включает три разнородных фактора.

Первый фактор – человеческий.  Для производства всегда нужны люди, имеющие необходимые знания и трудовые навыки.

Труд в материальном производстве - это целесообразная деятельность, в которой люди с помощью созданных ими средств изменяют предметы природы, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей.

Второй фактор – вещественный, средства труда. К ним относятся те материальные вещи, с помощью которых люди создают полезные блага.

В состав средств труда входят естественные условия производственного процесса (например, вода, используемая на гидроэлектростанциях или в мелиоративных сооружениях для хозяйственных целей) и техника – искусственные, созданные человеком средства труда. В свою очередь, они включают орудия труда (инструменты, машины, оборудование), благодаря которым исходное природное вещество преобразуется в полезные блага, а также общие материальные условия труда (производственные здания, каналы, дороги и т. д.).

Третий фактор – тоже вещественный, предмет труда. Это вещь или совокупность вещей, которые человек приспосабливает для своих нужд. Предметы труда также подразделяются на вещество природы, которое не подверглось обработке (например, угольный пласт в шахте, руда в руднике), и на сырье (сырые материалы), которое претерпело воздействие труда человека (отбитые из пласта уголь и руда, направляемые для дальнейшем переработки).

Все три фактора связываются воедино с помощью технологии. Технология тут понимается как совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов. Все указанные факторы (или ресурсы производства) в каждый данный момент времени ограничены по отношению к потребностям. Эта ограниченность может быть: абсолютной (ресурсы вообще невозможно увеличить) и относительной (факторы можно умножить, но в меньшей степени по сравнению с ростом потребностей).

             I.      Первый фактор – число работников – нельзя или почти нельзя быстро увеличить. Пределами здесь являются общая численность населения каждой страны и особенно доля его в составе трудоспособных людей. Напомним, что неквалифицированная рабочая сила может исполнять только неквалифицированный труд, а подготовка квалифицированного рабочего требует больших временных затрат.

         II.      Второй фактор – средства труда – можно постепенно наращивать до необходимых размеров. Однако это можно сделать не сразу, поскольку несколько лет уходит на создание новых машин и зданий.

      III.      Третий фактор – ресурсы. Это прежде всего земля и полезные ископаемые – абсолютно ограничены. При этом различают разведанные запасы природных богатств и потенциальные ресурсы (которые еще недостаточно учтены). Обследования, проведенные во многих странах, показали, что разведанных запасов нефти, газа и угля может хватить только до середины XXI столетия.

Любое современное производство можно рассмотреть с позиции этих трех факторов.

Рассмотрим три схемы распределения факторов производства.

На первой схеме недостаток работников и средств производства, зато избыток ресурсов. Это ведет к созданию относительно примитивных средств производства.

 

 

Схема 1

 

           На схеме 2 наблюдается избыток людских и природных ресурсов, что также ведет в созданию относительно примитивных средств производства.
 

 

Схема 2

 

 

       На схеме 3 недостаток людских и природных ресурсов (или сложности с их интеграцией в производство) заставляет совершенствовать средства производства и набирать квалифицированных рабочих, чтобы этими средствами производства управлять.

 

 

Схема 3

 

 

Рассмотрим с позиции этих схем простое машиностроительное производство.

Первая и вторая схемы опираются на избытки – первая схема – рабочей силы и ресурсов, а вторая – на избыток ресурсов. Но, как мы знаем, природные ресурсы – это ограниченный фактор производства, который рано или поздно заканчивается. Сложнее с людскими ресурсами.

Рассмотрим процесс производства с позиции создания предметов производства.

Любое производство использует в процессе создания предметов производства работников, которые активно участвуют в создании предметов производства.

То есть, мы приходим к выводу, что единственный восстанавливающийся фактор – это средства труда, орудия производства, которые можно накапливать до бесконечности, модернизировать, создавать новые. А как нам уже известно, самые лучшие средства труда – это автоматические машины.

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz